Алгоритм «Нина»
Проблематика
С точки зрения контента большую проблему всегда представляют интернет-магазины с их карточками товаров. В подавляющем большинстве случаев товары однотипны, мало чем друг от друга отличаются, а вот карточек много: и каждую карточку необходимо заполнить каким-то материалом, написать описание товара. Ведь, как известно, страницу с текстом намного легче продвигать, поэтому создание описания товара в подавляющем большинстве случаев – мероприятие, от которого просто невозможно отказаться.
Тут перед оптимизатором (вебмастером, владельцем бизнеса – называйте хоть горшком) встает вопрос: писать для каждого товара свой текст, или пользоваться копипастом? В первом случае раскладка такая: уникальный текст, оптимизированный под нужные запросы – это всегда хорошо; с другой стороны, трудозатраты колоссальные, и они могут не отбиться как для исполнителя, так и для заказчика. Достоинства и недостатки второго варианта тоже хорошо известны: неуникальный текст, неизвестно какого качества, который, однако, возможно опубликовать одним днем (при должной сноровке и умении жонглировать CSV – в течение пары часов).
Кто-то идет одним путем, тратя сотни человек-часов, в лучшем случае получая удовлетворительный результат. Результат, стоящий сотен часов копирайтеров и десятков тысяч рублей на оплату их работы. Кто-то не париться и просто ворует контент у конкурентов, получая куда более скромный результат, зато почти бесплатно.
Ладно, ближе к телу, как сказал монашке епископ. Все знают эту проблему.
Алгоритм «Нина»
Хотелось бы поделиться способом, который позволит и рыбку съесть, и на травку сесть. Конечно, решение имеет свои недостатки, о которых я не премину сказать чуть ниже. Назовем этот способ «Нина», чтобы как-то обозначить сам метод, а также увековечить память моей здравствующей бабушки.
Начну немного издалека. В начале 2010-ых годов был популярный способ получения уникализированного контента методом синонимизации. Для этого программе (или веб-сервису) нужно было скормить подобного рода шаблон:
"{Компания|Организация|Фирма} {Газпром|БашНефть|Лукойл} — {крупнейшая|известнейшая|одна из крупнейших|одна из известнейших|хорошо известная} {компания|организация|корпорация }, {вызывающая|способная вызвать} {{любовь|трепет} в сердцах {настоящих нефтяников|истинно православных}|пиковую даму|участкового}.
"
Программа берет одно из вариантов в фигурных скобках. В результате получается создать огромное количество всевозможных вариантов одного и того же текста.
— Ага, — сказали чуваки из Яндекса, и начали учитывать синонимы слов.
— Хм, — сказали суровые русские мужики из SetMeFirst и придумали алгоритм «Нина».
Алгоритм «Нина» заключается в следующем:
- Обозначается группа товаров, которые можно описать одним шаблоном.
- Пишется три различных текста, которые могут являться описаниями каждого товара группы (например, в качестве группы можно выбрать все крепежные изделия). Эти три текста будут первичными вариантами будущего шаблона. То есть наш шаблон имеет вид {Текст1|Текст2|Текст3}.
- В каждом из текстов полностью переписывается каждый абзац, и каждый абзац будет являться еще одной версией. Пусть каждый текст имеет по три абзаца. Тогда первоначальный вид шаблона примет вид {{1Версия1АбзацаТекста1|2Версия1АбзацаТекста1| 3Версия1АбзацаТекста1}{1Версия2АбзацаТекста1|2Версия2АбзацаТекста1| 3Версия2АбзацаТекста1}{1Версия3АбзацаТекста1|2Версия3АбзацаТекста1| 3Версия3АбзацаТекста1}|Текст2|Текст3}. Текст2 и Текст3 обрабатываются аналогичным способом.
- Продолжая углубляться, делаем несколько версий каждого предложения каждой версии абзаца, каждой версии текста. Доходим до уровня слов и подбираем синонимы.
Что получаем в итоге? Из текста в три тысячи знаков получается шаблон тысяч в 100-300 знаков, в зависимости от количества вариантов на каждом уровне синонимизации.
Достоинства алгоритма «Нина»
- У вас получается псевдоуникализированный текст весьма съедобного качества. Так как варианты-синонимы на каждом уровне подбираются вручную, то качество готового шаблона напрямую зависит от опыта копирайтера и его усталости.
- При должной сноровке один шаблон можно сделать за неделю.
- Готовый шаблон можно использовать для создания нескольких сотен страниц. Взаимную уникальность текстов мы проверяем вот по этому линку, при использовании шингла длиной в три слова. Внутренние для компании SetMeFirst требования — уникальность не менее 95%.
- Результат будет неидеальным, однако, он не будет сильно отличаться от работы копирайтера средней руки. Экономия же человек-часов – колоссальна, речь идет о порядках. Триста-четыреста текстов за неделю, пожалуй, не сможет написать никто из ныне живущих: пальцы просто отвалятся стучать по клавишам.
- В биржи вечных ссылок такие тексты благополучно проходят, даже с некоторым свистом.
Недостатки алгоритма «Нина»
- Настоящий бич – это окончания. Необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы не было проблем с грамматической сочетаемостью зависимых слов, типа «полезный изделия», или «позвоните в наша компания».
- Еще один бич – это стилистика, которая на первых порах будет вообще мертворожденной, а с опытом оживает и просто немного прихрамывает.
- И, наконец, тактическая сложность состоит в том, что писать такие шаблоны – очень, очень и очень утомительное занятие, от которого устаешь на порядок быстрее, нежели просто от написания текста. Я знаю, я пробовал, в боку начало колоть.
В целом, с учетом всех достоинств и недостатков метода алгоритм «Нина» в нашей компании был признан полезным для ряда задач, в частности, для создания большого количества однотипных текстов, карточек товаров и их описаний.
Некоторые неочевидные нюансы
- Следует учесть, что при создании различных вариантов текстовых блоков вы должны добиться их максимальной смысловой идентичности, чтобы в результирующих текстах мысль продолжала перетекать от одного тезиса к другому, чтобы вы не повторялись, ничего не пропускали.
- Для неподготовленного посетителя вашего сайта первые тексты будут казаться абсолютно нормальными и уникальными, в которых «нет ничего такого». Однако после прочтения 5-го текста будет возникать ощущение, что он «где-то уже это читал», а где – не понятно. Ведь смысл всех текстов не меняется; меняются только слова, которыми мы этот смысл преподносим.
Использование якорей
В текстах неплохо было бы вставлять название товара. В этом случае внутри текста лично мы вставляем такой набор букв: «НАЗВАНИЕТОВАРА» — который потом простой заменой превращается непосредственно в название продаваемого товара или услуги. Такие штуки лично мы называем «якорями», и они позволяют оптимизировать текст по нужному вами слову и обеспечить полный набор различного рода вхождений (привет, старая школа SEO!).
Притом в качестве якорей можно использовать не только название товара, но и другие характеристики, по которым эти товары могут отличаться. Полезность текста вместе с уникальностью вырастает. Сделать это можно, работая либо напрямую с базой (если характеристики хранятся там), либо жонглируя CSV. Вы, наверное, уже догадались, как это сделать.
Немного философии
Конечно, можно долго пускать сопли по древу и говорить о том, что «тексты должны быть полезными, живыми, и только в этом случае придет клиент». Вообще, инфантильность некоторых диванных интернет-маркетологов, которые никогда не выходили на поле боя с реальными соперниками и миллионными бюджетами, порой поражает. Иногда возникает ощущение, что на них розовые очки не просто одеты , а намертво вкручены саморезами непосредственно в лобовую кость.
Да, писать красивые и полезные тексты на своем сайте – это хорошо и правильно, очищает карму и кровь, но давайте будем реалистами. Иногда есть конкретная цель, которую надо достичь за конкретное количество финансов. И Заказчики, которые заказывают продвижение, меньше всего думают о конечном клиенте, больше всего – о своих прибылях в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Задача интернет-маркетолога, как нам кажется, является реализацией идей в первую очередь своего Заказчика, а не потребителя, максимизацию его прибыли. Может для некоторых это покажется удивительным, но за всю многолетнюю историю не было еще ни одного Заказчика, который думал бы иначе.
Даже лояльность клиента нужна в первую очередь для максимизации прибыли в дальнейшем. Любой бизнесмен выберет хорошие продажи и среднюю лояльность, чем средние продажи и высокую лояльность. Иначе это не бизнесмен, а меценат.
Спросите практически любого специалиста, занимающегося «контент-маркетингом», о ROI его мероприятий, и задорно смотрите на идущую у него изо рта пену.
"«При 300% нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Английский публицист XIX века Томас Джозеф Даннинг
"
А благотворительностью и экспериментами нужно заниматься за свои деньги, а не за средства своего Заказчика.
Что еще почитать
Продолжая тему, лично меня очень заинтересовала публикация господина Ильи Исерсона из Moab.pro, который делает то же самое, но только чуть иначе. Люто и бешено рекомендую прочесть его статью «Искусственная семантика для коммерческих проектов».
Комментарии
супер! надо нам тоже что-то такое сделать..
Ответитьхммм... Интересно
ОтветитьИ Заказчики, которые заказывают продвижение, меньше всего думают о конечном клиенте, больше всего – о своих прибылях в краткосрочной и долгосрочной перспективе. И Может для некоторых это покажется удивительным, но за всю многолетнюю историю не было еще ни одного Заказчика, который думал бы иначе. Захар, знаю вас как человека, активно интересующегося и профессионального в плане интернет-маркетинга и маркетинга в целом, и думаю вы не эту мысль хотели донести, либо я ее некорректно понял, как вырванную из контекста. Клиент и является источником прибыли в любой перспективе и игнорирование его потребностей при продвижении - слитый рекламный бюджет. Решение проблем клиента и есть главная цель любого бизнеса. А если брать мысль в контексте статьи - согласен, для решения подобных задач и в таких объемах - уникальные тексты сами по себе, а не как элемент контент-маркетинговой стратегии будут немногим эффективнее обычных шаблонных описаний. Сам так же практикую подобный подход, только кодовое название не "Нина"). За материал - как всегда класс, приятно вас читать
ОтветитьФорматирование не сохраняется( . Без отступов куча текста)
Ответить1. Касательно первой части. Пожалуй, вы правы, я плохо оформил мысль. Я к тому, что далеко не всегда удовлетворение потребностей клиента приведет к увеличению дохода, в то же время как создание некоторых препятствий, наоборот, может увеличить рентабельность работы. В качестве примера - наш же кейс по железобетону. Как и всегда, все должно быть вовремя и к месту. 2. Насчет форматирования - решим проблему в ближайшее время.
Ответить