Главная Блог Как написать о своем мнении: диванным аналитикам от коллеги

Как написать о своем мнении: диванным аналитикам от коллеги

Добавлено 19.01.2016

Желание высказать свое мнение возникает у каждого. Практически любой человек, пользующийся интернет, хоть раз опубликовывал статью-мнение, где высказывал свое отношение к какому-то явлению, какой-то новости, бизнесу, сфере деятельности.  Отличительная черта подобного рода статей – это высказывание персонального, личного мнения относительно чего бы то ни было. Здесь очень удобны социальные сети: чтобы высказать свое отношение, диванному аналитику достаточно просто немного постучать по клавиатуре, и с его «особо ценным мнением» быстро ознакомятся как минимум его друзья.

Но сложно спорить с тем, что порой некоторые статьи-мнения получают большое распространение, идеи получают своих последователей, которые не просто начинают придерживаться тех же мыслей, что и вы, но и помогают это мнение распространять и дальше. Это позволяет стать известным в узких кругах, позволяет познакомиться с нужными людьми, а также войти в некоторые «тусовки». Ну и воспользоваться другими привлекательными плюшками, которые характерны для правильных знакомств.

Диванные аналитики

Однако перед написанием статьи-мнения стоит подумать о том, кому это будет интересно, и будет ли иметь место своего рода диалог между читателем и пользователем. Вы уверены, что не будете жечь глаголом какие-то прописные истины, вызывая у читателя скуку и зуд в самых непредсказуемых местах? Поэтому для написания статьи-мнения вас что-то должно подтолкнуть.

Как правило, хорошим поводом является написание мнения по какому-то событию. Неплохим решением будет публикация собственного мнения о другом мнении: мнении вашего коллеги, друга или оппонента. Большой успех ваша публикация будет иметь в том случае, если вы не согласны с мнением большинства по какому-то интересующему вас вопросу (при грамотной аргументации и способности к диалогу, разумеется). Либо, наоборот, высказывание мнения будет уместно в том случае, если вы хотите дополнить существующую информацию, и вам действительно есть, что сказать.

Первым делом - самолеты

Однако какие бы вы цели не преследовали и какой бы результат не хотели получить, к написанию стоит подойти со своей стратегией.

Конечно, вы уже много раз читали о том, что перед написанием статьи неплохо было бы иметь план. Однако давайте признаемся честно: план составляется редко. Однако при высказывании статьи-мнения план лучше все же составить: во-первых, далеко не все читатели вообще будут «в теме», а те, что будут в курсе освещаемых явлений, уже будут иметь свое собственное мнение, которое от вашего может отличаться. Поэтому нужно быть не просто готовым к любым нападкам, нужно уметь их вовремя предусмотреть.

Денис Каплунов, известный копирайтер Рунета, предпочитает использовать следующий план для высказывания собственного мнения по тому или иному вопросу:

  • Заголовок. Заголовок должен быть простым и понятным, дабы читатель сразу понимал, о чем он будет читать, и стоит ли вообще на это тратить время.
  • Затравка – небольшое описание текста в одном-двух предложений, где более подробно раскрывается заголовок. Затравка необходима для принятия окончательного решения о том, стоит ли читать эту статью дальше, или нет.
  • Предыстория необходима для тех, кто еще не в курсе освещаемого события. Предыстория будет полезна и тем, кто с темой знаком: пусть они освежат в памяти имеющуюся у них информацию о том или ином вопросе. Хотя этот пункт я нахожу весьма спорным, о чем скажу чуть позже.
  • Указание ваших единомышленников и обзор мнений позволит показать, что расхождения во мнениях есть, и окончательная точка в этом вопросе не поставлена. Притом хорошо упомянуть не только тех, с чьим мнением вы согласны, но и мнение популярных оппонентов.
  • Формулировка – один из самых коротких частей любой статьи. Здесь вам необходимо высказать одним тезисом свое отношение к какому-то явлению или событию. Необходимо, чтобы именно формулировка стала объектом цитирования, и в нее необходимо вложить весь смысл вашего «месседжа».
  • Следом свое мнение необходимо чем-то подкрепить. Это должны быть достаточно сильные аргументы, которые не просто доказывают вашу правоту, но и указывают на слабые стороны аргументации ваших оппонентов.
  • Никто не должен сомневаться в вашей экспертности, в противном случае вы становитесь еще одним диванным аналитиком без мнения. Вы действительно достаточно развиты и эрудированы, чтобы вести полемику в сфере? Так докажите это.
  • Призыв к дискуссии. Если ваша статья-мнение написана для последующей дискуссии, то стоит создать небольшой призыв к ее началу. Ведь вы уже озвучили свое мнением – так пусть теперь общественность оценит ваши высказывания.

Давайте рассмотрим каждый из этих этапов написания статьи-мнения более подробно.

Заголовок для статьи-мнения

Заголовок должен привлекать внимание, и быть максимально эффективным в плане донесения вашего основного тезиса. Хорошим решением будет придумывание заголовка после окончания написания статьи. Это позволит сделать его более точным, сочным и остроумным.

Здесь можно использовать что угодно, все зависит от вашей фантазии. Вы можете использовать в качестве триггера какой-то результат («Как с помощью каштанов и пластилина поднять CTR на 87%»), какой-то список («ТОП10 девушек моего бывшего начальника»), решение проблемы («Туалеты в поездах и гравитация: как не упасть в грязь лицом»).

Все эти заголовки определяет информационная ясность: сразу понятно, о чем именно будет идти речь, а также понятно, что ожидать.

И еще. Необходимо стараться обойтись без желтизны. Это весьма тонкая грань, которую, увы, нередко переходит и автор этих строк.

Затравка

Затравка – это одно или пара предложений, в которых вы более подробно описываете то, о чем будет идти речь в статье. Как правило, затравку можно использовать и как описание к записи, если вы публикуете ссылку в социальных сетях. В затравке необходимо подробно описать, что будет внутри статьи, и почему это может быть интересно тому, кому оно попало на глаза.

Тут лучше избежать пустых слов. Только по делу, только хардкор.

Предыстория

Не совсем обязательная, на мой взгляд, часть, но вполне рабочая, когда эта история есть. Многие копирайтеры советуют обязательно использовать предысторию, но далеко не всегда она действительно есть, а высасывать из пальца совершенно не хочется. Кто-то высказался по теме, в которой вы действительно разбираетесь, и вы решаете разбить его позицию в пух и прах: какая тут может быть предыстория?

В качестве предыстории вы можете придумать, что нашли что-то в книге, что в вашей жизни случилось нечто, что повлияло на вашу судьбу и мнение. Можете сообщить, что кто-то поинтересовался вашим мнением (пусть это даже и не совсем так).

Момент с предысторией, на мой взгляд, является достаточно спорным. Есть что сказать – говори, не стоит ходить вокруг да около.

Обзор существующих мнений

Стоит уважать чужие мнения. И вы можете сделать это, просто высказав их. Притом необходимо цитировать не только тех, с кем согласны вы, но и тех, с кем вы не согласны. Это позволит использовать тактику встречного огня: вы сразу подготавливаете для себя наиболее сильные контраргументы и отвечаете на них. Человеку же, который впервые столкнулся с поднимаемой темой, может быть интересно узнать о нескольких мнениях. Кроме того, он уже сможет принять одну или другую сторону.

Тут необходимо дать несколько советов. В первую очередь, не стоит перевирать собеседника, ни специально, ни случайно. Поэтому лучше не интерпретировать его слова, и прямо цитировать. Это будет более правильно и честно, а также не даст вашим оппонентам (если они появятся в комментариях), каким-то образом переврать собственные же слова.

Второй совет: не стоит давать оценку чужим мнениям. Оставьте это читателям. Помните, что чужие мнения уже существуют, а ваше только появляется.  Чувство такта еще никогда не было лишним.

Формулировка своего мнения

Весьма сложный момент. Необходимо четко обозначить свою позицию, притом сделать это без воды. Правильная мысль всегда звучит просто, и с ней интуитивно человек соглашается даже при отсутствии сильных аргументов. Поэтому свой основной тезис стоит тщательно продумать. Есть и обратная сторона проблемы: есть вероятность, что вы напишите какую-то скучную и пресную банальнщину.

Уважаемый Денис Каплунов предлагает сделать «подводку» такого плана:

«Только что вы ознакомились с существующими мнениями по рассматриваемому вопросу. Каждое из них имеет рациональное зерно и опирается на сильные аргументы. Спасибо авторам мнений, что не прошли мимо этой, несомненно, очень важной темы.

Теперь позвольте высказать своё мнение. Оно будет другим. Оно будет отличаться от существующих точек зрения и, конечно же, я его подкреплю аргументами, чтобы вы смогли оценить степень его объективности и решить, насколько оно имеет право на существование».

Увы, но на мой взгляд, это не подводка, а просто два абзаца лишнего текста, не несущих никакой смысловой нагрузки, а только ненужное заигрывание с читателем. Использовать ли вам такую сладкую во всех местах «подводку» - решать вам. Я же обхожусь без этого.

Экспертность

Хорошо, когда свою экспертность подтверждать не нужно. Однако, порой необходимо как-то доказать, что вы не осел – неприятно, но что делать.

Здесь лучше описать собственный профессиональный опыт и собственные достижения, а также рассказать о той репутации, которой вы располагаете. При наличии крупных клиентов и крупных проектов, с которыми вы работали, об этом тоже стоит упомянуть. При наличии публикаций – укажите их. Собственная издательская деятельность также должна быть максимально полно освещена.

Вы должны быть массивным на этом рынке мнений. Иначе ваша девальвированная запись никому не нужна.

Аргументация и доказательства

Аргументация не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, найти действительно достоверные источники порой очень и очень непросто. Во-вторых, любую информацию с любых источников можно интерпретировать и объяснить множеством способов. Поэтому аргументация чисто технически не может быть идеальной, но она должна быть сильнее, чем у ваших конкурентов.

Взгляните на свои аргументы с другой стороны. С чем, как вам кажется, поспорят ваши оппоненты, на какую кость бросятся в первую очередь? Воспользуйтесь превентивной тактикой, сразу предупреждайте и разоружайте противника.

В качестве доказательства можно использовать личную практику («Факты – вещь упрямая»), результаты проведенных экспериментов и опытов. Хорошим решением будет использование опросов и голосований, а также результаты тестирований.

Ссылаться на других людей можно только в том случае, если они еще более компетентны в том вопросе, о котором говорите вы. В противном случае возникает картина, похожая на басню Крылова «Кукушка и петух», где герои друг друга хвалят.

Помните, что чем более серьезными и вескими являются ваши доказательства, тем более серьезно будут относиться как к вашему мнению, так и к вам в целом.

Призыв к дискуссии

Рекомендуется использовать всевозможные призывы к дискуссии, дабы закрепиться поддержкой. Однако лучше никаких призывов не использовать: наличие или отсутствие рекомендаций – это и есть главная оценка успешности публикации. Если она вызвала горячий и бурный спор, то публикация успешна. Если дискуссии нет, то, вероятно, вы написали скучную муть. Ничего, такое тоже бывает.

Игра в «Чапая»

Необходимо играть по правилам и не скатываться с демагогию и оскорбления. Но помните, что читатели и оппоненты не всегда будут играть по этим же правилам. Так что будьте готовы к лавине критики (как обоснованной, так и не очень). Здесь очень важно отделять зерна от плевел: если критика вашей позиции или вашего мнения конструктивна, то диалог просто необходим. Ведь истина рождается в споре. Если же аргументы контрпродуктивны и оскорбительны – то не стоит и самому мараться. 

Комментарии

Anonymous User
21.01.2016

Очень даже хорошо

Ответить
Комментировать
Вы вошли как:

Адрес страницы