Главная Блог Убыточный интернет магазин: бросить, или пусть еще помучается?

Убыточный интернет магазин: бросить, или пусть еще помучается?

Добавлено 21.01.2016

Достаточно большое количество интернет-магазинов убыточны. Помимо этого есть интернет-магазины, находящиеся на грани рентабельности. Такие интернет-магазины превращаются в тяжкую ношу, в настоящий чемодан без ручки: и нести его проблематично, и бросить жалко. Ведь в этот интернет-магазин было вложено столько сил, столько надежд, такие мечты были с ним связаны.  Если магазин вообще не окупаем, то в этом случае долги могут еще и накапливаться, а обслуживание магазина становиться все дороже и дороже.  

Согласно статистике, 9 из 10 интернет-магазинов закрываются в течение одного года. Представители компании E-Commerce Fitness посчитали, что для запуска среднего интернет-магазина с оборотом около трех миллионов рублей необходимо иметь порядка 5 миллионов стартового капитала и год свободного времени. Конечно, можно существенно сократить расходы: но в этом случае и время создания магазина может сильно увеличиться.  Согласно субъективной оценке управляющего партнера E-commerce Fitness Ефима Алдухоа, шанс на выживание интернет-магазина менее 5% в случае, если он создается на собственный капитал, и находится в районе 15%, если эти средства были инвестированы.

Итак, что делать с таким проектом? На самом деле, выбор не очень велик: придется либо оптимизировать процессы и выходить в прибыль, либо консервировать сайт, либо продать его, закрыть или полностью менять бизнес модель. Рассмотрим каждый из этих вариантов более подробно.

Оптимизация существующих процессов

Оптимизация существующих процессов подходит далеко не всем. Это целесообразно делать только в том случае, когда менять бизнес модель слишком рисковано, и необходимо просто сильнее закрутить гайки. Оптимизация заключается в том, чтобы максимально срезать все расходы, минимизировать долю покупного трафика, когда есть положительная динамика по SEO трафику.

В этом плане придется много работать, много советоваться, много общаться с другими людьми, коллегами, не бояться открывать им собственные секретные знания. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что придется инвестировать еще достаточно много средств и времени без прибыли.

"

Если оборот компании менее миллиона рублей, то оптимизировать смысла нет - полгода работы не стоит столь скромных результатов. 

"

Оптимизация существующих процессов не подходит в том случае, если большая часть вашего трафика приходит из платных каналов: в этом случае отказываться от рекламного трафика бессмысленно. Вы не сможете оптимизировать собственный сайт в том случае, если не знаете, сколько стоит один ваш клиент, не знаете свой средний чек и стоимость обслуживания одного клиента.  Достаточно сложно будет оптимизировать свои процессы в том случае, если ваша маржа менее 10%  - в этом случае у вас очень сильно связаны руки.  И, конечно же, стоит забыть об оптимизации тогда, когда в сети появились крупные игроки из оффлайна, которые начали активно продвигать свой бренд в сети.

Оптимизация существующих процессов – это просто эволюционный путь, соответственно, и польза будет выражаться в единицах процентов. Не стоит ждать каких-то революционных изменений – их не будет. 

Консервация

Консервирование – наиболее привлекательный путь для подавляющего большинства существующих «проблемных» интернет-магазинов. Консервирование является частным случаем оптимизации, но здесь мы дополнительно ничего не инвестируем – ни время, ни деньги – а только срезаем все расходы до минимума, а также внимательно изучает структуру финансовых операций. Необходимо точно выяснить ROI каждого канала, и урезать наименее эффективные источники продаж. При наличии точных цифр и присутствии сомнения в эффективности того или иного канала решение также стоит принимать в сторону отказа от использования данного источника.

Что касается ассортимента, то его тоже необходимо максимально урезать, чтобы избавиться от товаров, хранение которых приносит наибольшую головную боль. Вкладываться в этом случае необходимо в фундаментальные вещи с длинным хвостом результата, например, в SEO и крауд-маркетинг. Постепенно необходимо собирать и клиентскую базу, а также базу подписчиков.

Продажа

Если интернет-магазин более менее крупный, то стоит подумать о его продаже. В этом случае вам будет необходимо наконец-то оформить в удобный и читабельный вид вашу бизнес-модель, необходимо привести в порядок управленческий учет вашего магазина, а также заложить определенное время на переговоры с потенциальными покупателями. Нужно быть готовым к тому, что продавать вы его будете либо долго и дорого, либо быстро и дешево: необходимо выяснить, к чему вы готовы лучше.

Наибольшую сложность составляет формирование адекватной цены. Здесь необходимо смотреть на наличие или отсутствие прибыли. Если прибыль есть, стоит оценить динамику: при наличии положительной динамики адекватной является цена в размере прибыли за 1,5-2 года. Отрицательная динамика существенно снижает привлекательность проекта, и его стоимость не может превышать чистую прибыль за полгода максимум. При отсутствии какой бы то ни было динамики адекватной оценкой является цена в размере годовой прибыли интернет-магазина.

Если прибыли от интернет магазина нет, то все, что вы можете продать – это трафик и непосредственно сам товар. Притом под трафиком необходимо понимать как органику, так и подписчиков e-mail и с социальных сетей. Если нет трафика – то остается чистая продажа товаров и домена: в некоторых случаях это может принести даже больше денег, чем планировалось изначально.

Закрытие

Если продать свой бизнес у вас не получается, то остается единственный выход – просто закрыть интернет магазин. Товары можно продать своим же конкурентам или поставщикам. Если товара немного, то можно просто отдать в благотворительность.  

Необходимо также закрыть все свои задолженности, выдохнуть, сказать вслух «Не в этот раз» и найти себе работу.

Менять бизнес модель

Здесь можно подумать о том, чтобы начать заниматься оптовыми продажами, создать оффлайн точку или войти на новый сегмент рынка, в котором вы раньше представлены не были. Все зависит от вашего запала, энергии,  предприимчивости и наличия еще светлой мечты в будущее.

Подводя черту

Проводя анализ ситуации, можно обнаружить, что вы занимаетесь не совсем тем, чем планировали изначально. Здесь необходимо выяснить, что является вашей сильной стороной, какие качества наиболее яркие в вашей личности, и заниматься именно этим. Помните, что любой успех – это на 98% труд, на 1% талант и на 1% удача.  Практически любой интернет-магазин можно сделать прибыльным в течение трех лет.  Согласитесь, три года – это не так уж и много, не так ли? 

Комментарии

Комментировать
Вы вошли как:

Адрес страницы