Каким было SEO в 2015-м?
Рынок SEO-услуг в 2015 году сократился, это сложно не заметить. Разнообразные источники указывают, что рынок SEO-оптимизации в 2015 году уменьшился на 10-20%. Причин тому несколько.
Влияние экономики на SEO в 2015-м
Во-первых, определенные макроэкономические явления, которые сложно было не заметить бизнесу. Колебания курса валют привели к тому, что в некоторых отраслях затраты на SEO снизились на 30-50%, в результате чего многие малые и средние агентства, не обладающие должным уровнем ресурсов, а также крупные компании, обремененные кредитами, просто прекратили свое существование.
У некоторых агентств оказалось больше прочности, и они продолжают вести свою деятельность на рынке, пусть даже и с существенно более скромными оборотами. Это связано не только с финансовыми ресурсами, но и с более отлаженными схемами работы, а также более оптимизированным финансовым вопросом. Это позволяет таким агентствам иметь большее пространство для маневра и продолжать вести свою деятельность даже на фоне банкротящихся конкурентов.
Стали иметь место задержки платежей. У самих же клиентов резко сократился период планирования: сегодня никого не интересует, что digital-агенство сможет предложить через год – заказчиков волнует, что они увидят уже в этом месяце. Кроме того, продвижение в Интернете никогда не было приоритетной задачей, что привело к тому, что затраты на SEO были сокращены в первую очередь.
Влияние поисковых технологий
Во-вторых, свою роль сыграли и существенные изменения в алгоритмах поисковых систем, которые заставляют адаптироваться к новой реальности не только клиентов, но и самих SEO-оптимизаторов и digital-агентства, работающие в области поискового продвижения.
В первую очередь речь идет об отечественном Яндексе, который в этом году порадовал Минусинском (аж два раза) и введением нового АГС-фильтра, который практически убил большинство действительно хороших ссылочных доноров.
Кроме того, Яндекс запустил своего «бандита» – алгоритм, который производит произвольную ротацию выдачи для сбора статистики поведенческих факторов на сайтах.
Однако это не говорит о том, что надо менять область своей деятельности. Необходимо просто сокращать издержки и искать новую почву для роста. Возможно, стоит подумать о сокращении собственной рентабельности: некоторые digitalа-агентства имели рентабельность более 50%. Возможно, наступил тот момент, когда ее стоит измерять не десятками, а единицами процентов?
Рынок ссылок и поведенческих факторов
Сейчас стало очевидно, что существенно изменился весь институт продвижения. Раньше SEO-оптимизация выглядела достаточно простой: необходимо было собрать SEO-ядро, провести разбивку ядра на посадочные страницы, выполнить текстовую оптимизацию посадочных страниц, оптимизировать поведенческие факторы и добить все это ссылочным весом с доноров. Притом, откровенно говоря, в тематиках с большой конкуренцией (с хорошими финансами и хорошими заказчиками) наблюдалась «война бюджетов» – у кого было больше «ссылочного», тот и был выше.
Резко появился и резко угас рынок накрутки поведенческих факторов. Столь быстрое убийство рынка, который мог бы стать целым сегментом в SEO-оптимизации, говорит о том, что у поисковых машин есть технические возможности, о которых индустрия пока не подозревает.
Минусинск, который «поломал» сайты «Эльдорадо» и «Холодильника», показался большому количеству вебмастеров не до конца готовым алгоритмом. К тому же, как показала практика, имел место и небольшой блеф со стороны поисковой системы: сайты, попавшие под Минусинск 1.0 и не убравшие ссылки на свои сайты, благополучно вернулись на свои позиции, потеряв небольшую долю тИЦ.
Появилась необходимость создания инструмента, который позволял бы как-то количественно и качественно измерять естественность продвижения. Однако нет не только инструмента – нет даже методики расчета. К тому же, как показало поведение Яндекса, даже поисковая машина не всегда может точно определять естественность продвижения.
SEO-продукты и их стоимость
В 2013-2014 году уверенный тренд набирала схема, по которой оптимизаторы и digital-агентства получали в качестве вознаграждения процент от привлеченных клиентов. Это, с одной стороны, стимулировало digital-агентства, с другой – позволяло заказчику понимать, за что он платит. Сегодня же издержки минимизируются, digital-агентства начинают считать, сколько они недополучили. Приходится либо мириться с новыми порядками доходов, либо использовать классические схемы оплаты (за трафик или за позиции), или вовсе уходить с рынка.
Кроме того, SEO-агентства являются такими же компаниями, как и любое производство, и также несут риски. А риски в кризисные времена нужно минимизировать. Все это приводит к тому, что никто не хочет вливать собственные бюджеты в проекты клиентов, когда есть высокая вероятность, что клиент либо уйдет, либо разорится. Как следствие, большое количество агентств решило отложить риски и заняться внутренними факторами оптимизации сайтов: все-таки они обходятся на порядок дешевле, нежели закупка ссылок. Притом такая мысль пришла всем одновременно: и в результате появилась высокая конкуренция даже в низкочастотных запросах, в которых конкуренции как таковой не было вообще.
Что будет дальше – неизвестно. Если ситуация в макроэкономике останется той же, то нас ждет продолжающаяся агония сокращающихся бюджетов и кадров. Если деньги у заказчиков появятся, то они появятся и у digital-агентств, благо ныне уже никто не сомневается в эффективности SEO-оптимизации.
А пока есть время, нужно больше работать. Чтобы потом работать меньше.
Комментарии